>
История: мифы и реальность - Рина Аньярская

Заметки на полях


Главная » Все очерки » История: мифы и реальность» Какого роста были Наполеон и Пётр Первый?

 
Психология налегке [49]
Психологические очерки: как найти себя и понять другие, отношения и личностный рост.
Человек и Семья [18]
О семье идеальной и семье реальной. Психология семейных отношений. Очерки.
История: мифы и реальность [16]
Историческая психология: нравы и обычаи людей прошлых веков; истоки поведенческих реакций и жизненных принципов.
Исторические киноляпы [5]
Гости из будущего, гости их прошлого и просто нестыковки с реальностью в кинолетнтах
16:50
Какого роста были Наполеон и Пётр Первый?

» 2019 » Май » 30

Очень много разночтений наблюдается в оценке роста исторических персонажей. Во-первых, со временем менялись меры длины и веса, причем часто в сторону увеличения. Во-вторых, в разных странах эти меры опять же могли разниться.

Известна версия, что люди с годами растут. Одни источники утверждают, что на 10-15 см в 100 лет, другие – на 25. Высчитать это достоверно, пожалуй, сложно даже ученым. Но с такими темпами роста, надо полагать, что 2000 лет назад люди и вовсе должны были быть карликами.

Современные средства анализа позволяют исследовать останки Homo sapiens прошлых лет и с точностью до пары сантиметров высчитывать их рост.

Но, что интересно, относительно известных личностей, о росте которых слагаются легенды, по сей день ходят всевозможные слухи. Дебаты в интернете то увеличивают их, то уменьшают. Рассмотрим два примера мифов: самый маленький император — Наполеон Бонапарт, и самый высокий царь — Пётр I.

Комплекс Наполеона и его рост

Даже в психологии появился такой термин как «комплекс Наполеона», что объясняется маленьким ростом императора и несоразмерно большими его амбициями. Учебники истории в советское время указывали рост императора-захватчика в пределах 155 см.

Если сегодня задать вопрос Яндексу, он ответит, что рост Наполеона — 168 сантиметров.  Да, для мужчины XIX века, действительно, невелик, но и не так уж и мал, как бы нам хотелось. Как говорили историки ранее, уменьшая рост полководца еще на 10 сантиметров.

Откуда взялась эта неразбериха?
Причина тому — разница в мерах длин в старые время и сегодня, плюс разница в измерительных единицах России и Европы.

Достоверно известно, что на момент смерти в возрасте 51 года рост Наполеона был 5 футов 2 дюйма и 4 линии. Но – и это важно – футы и дюймы здесь указываются не традиционные английские, а французские. А английский дюйм короче французского, поэтому при переводах на английский язык рост полководца уменьшился до 158 см. А уж при переводе на русский этой погрешности и вовсе было не избежать.

Если же корректно перевести французские данные в понятные нам сантиметры, то и получатся те самые 168,79 см. 

Можно предположить, что в юности и молодости император был на пару сантиметров повыше, ведь позвоночному столбу с годами свойственно осаживаться. Таким образом, вполне вероятно, что физический рост молодого Наполеона мог составлять 170 см — вполне нормальный рост для европейца, ничуть не низкий, выше среднего.

Царь-великан

Рост Петра Великого оценивается в 6 футов и 8 дюймов. В сети опять же встречаются разночтения от 170 до 240 см.

Чтобы решить задачку по переводу непонятных нам футов и дюймов в метры, сначала выясним, какие это меры длины. Во времена царствования Петра в России действовали европейские меры измерений. При этом император ориентировался именно на английские меры длины, что облегчало конструкторам работу над кораблестроением.

Фут при Петре — это 30,48 см, а дюйм равен 2,54 см. 

Таким образом, умножаем, складываем и получаем: 182,88+20,32 = 203,2 см.
Именно такой ответ — 203 см — выдаст вам сегодня и Яндекс.

Парадокс одежды, обуви и кроватей
Да, многие указывают на то, что при таком росте император носил обувь всего лишь 39 (современного) размера, что странно для исполина. Но если учесть суховатое телосложение Петра, то становится понятно, отчего его ступне не было необходимости расширяться и удлиняться. Веса было не настолько много, чтобы понадобилась более широкая точка опоры. Телосложение Петра доказывает величина его камзолов и кафтанов, которые хранятся в российских музеях — они соответствуют современному 48-му мужскому размеру.

Что же касается доводов о низких дверях, особенно в купе со ссылкой на буйный нрав Петра — высокие проемы были свойственны только церквям, а двери в домах чаще всего делались вровень с ростом, а то и ниже. Объясняется это довольно просто: инженерные конструкции не всегда выдерживали больших прорубов. Если вы когда-нибудь бывали в старых деревнях с рубленными или глинобитными избами, то могли наблюдать такую картину: взрослому человеку, чтобы войти в двери, непременно нужно пригнуться. Да и в кинематографе это тоже заметно.

Высокие своды дверей наблюдаются во дворцах, что обосновано и закономерно. Но почему-то при оценке роста Петра Великого все доморощенные «исследователи» в блогах в один голос ориентируются только на его деревянный домик в центре Петербурга, но успешно при этом «забывают» о Петродворце в Петергофе и миниатюрном дворце Марли там же. Или о дворце Меншикова в Ораниенбауме, который выстроил для себя царский любимчик. Двери и своды этих строений отнюдь не низкие, и в них легко мог пройти человек высокого роста. А ведь для праздного и официального времяпровождения царя были предназначены именно эти здания, а никак не деревянный домик — временное пристанище в начале строительства города на Неве.

Ещё есть момент, который скептики указывают в качестве подтверждения маленького роста людей прошлых лет — это их небольшие кровати. Но прежде чем оценивать это «доказательство», неплохо было бы узнать, что спали наши предки полусидя. У богатых были высокие перины и пуховые подушки, у бедных — тюфяки с соломой. И спали таким образом повсеместно в Европе и на Руси. О причинах такой привычки нужно писать отдельную статью.

Если кто сомневается, вспомните русские печи и их размеры — мог ли взрослый человек вытянуться на ней в полный рост? Разумеется, нет. На печи чаще всего спали старики, которым было всегда холодно, а дети — по нескольку человек на палатях под потолком в деревенских домах, где было тоже теплее и не могло гулять сквозняков. 

Наши предки не роскошествовали, не увеличивали за ненадобностью предметы мебели. Даже в царских палатах Эрмитажа и Павловска так же, как в королевских покоях Лувра, Версаля или Виндзора вы встретите кровати весьма скромных размеров. И причина тому не столько «низкий» рост людей прошлого, сколько общепринятое положения для сна — с упором на спинку.

Категория: История: мифы и реальность | Просмотров: 105 | Добавил: Магистр_Аньярская | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
avatar
0
1
Про сон полусидя не знал,, так интересно, спасибо!
И, значит, Наполеон все-таки не был коротышкой biggrin
avatar
0
2
Интересно, спасибо! Что английская и французская меры длины различались, я что-то слышала, но не думала, что настолько!
avatar
0
3
Действительно, когда говорят  о Петре всегда апеллируют к его деревянному домику, вон, мол, какой он маленький 

Но мне тоже непонятно, как связаны буйный нрав царя и размеры его жилища? Где тут логика, если вспомнить весь образ жизни императора? Что значит "не потерпел бы" того, что надо входить в дом, наклонившись? Откуда бы у него появилась эта мысль? Он е жил в 21 веке. Это нормально было  для его времени и все так делали. 
Избенка - это избенка.
Это не дворец!
А Пётр никогда не был избалованным, иначе бы сам корабли своими руками не стоит.
avatar
0
4
Интересно про меры длин1 не знала, что отличаются французские от английских!
avatar
0
5
Да, это ещё раз подтверждает, что всё в мире относительно!
avatar
Поиск
Вдохнуть

Последние комментарии:
Смарточка ответил(а):
А как быть тому, на кого навешивают ореол?! >>>
14.06.2019 - 22:30

Историк ответил(а):
Да, это ещё раз подтверждает, что всё в мире относительно! >>>
14.06.2019 - 22:27

Историк ответил(а):
Похоже, что только Энн и Мэри изображены максимально достоверно - в просторных мужских шта... >>>
14.06.2019 - 22:09

Марго ответил(а):
Да, нам свойственно видеть в любимых лучшее. Но ровно до тех пор, пока мы их любим. >>>
14.06.2019 - 20:08

Марго ответил(а):
Ой, не спрашивайте! Я не знаю, я как раз неженка и на такие подвиги неспособна. >>>
14.06.2019 - 19:52

Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0