>
История: мифы и реальность - Рина Аньярская

Заметки на полях


Главная » Все очерки » История: мифы и реальность» Пудовые палицы богатырей – реальность или миф?

 
Психология налегке [49]
Психологические очерки: как найти себя и понять другие, отношения и личностный рост.
Человек и Семья [18]
О семье идеальной и семье реальной. Психология семейных отношений. Очерки.
История: мифы и реальность [16]
Историческая психология: нравы и обычаи людей прошлых веков; истоки поведенческих реакций и жизненных принципов.
Исторические киноляпы [5]
Гости из будущего, гости их прошлого и просто нестыковки с реальностью в кинолетнтах
18:14
Пудовые палицы богатырей – реальность или миф?

» 2019 » Апрель » 4

В наши дни из-за малой степени осведомленности людей существует миф о том, что богатыри махали пудовыми палицами, а рыцари рубились пятикилограммовыми мечами.

Лирическое отступление

Сначала разберемся, откуда взялись эти сведения. Конечно же, из былин, легенд и сказаний. А что такое былины, легенды и сказания? Это в первую очередь художественная литература и только во вторую — источник исторических сведений.

Для художественной литературы характерно переосмысление и приукрашение действительности. Более того, характерно использование тропов – таких художественных приемов, как метафора и гипербола.

Отсюда и возникает образ Змея Горыныча о 3/6/9 и далее головах, который олицетворяет «поганое царство», читаем – монгольскую орду. Да, азиатов русичи всегда сравнивали именно в диковинными огнедышащими зверями, напоминающими драконов. Последние, кстати, бытовали не только в восточных сказаниях, но и в европейских легендах.

А что касается самого запада, то враг с этой стороны представлялся в виде вечного царя Кащея, который всегда описывался и изображался худым, но доспехах и непременно с клинковым оружием. На картинках шпага или меч царя Кащея всегда значительно уступает по размерам оружию наших богатырей – а как же иначе? Ведь герой должен его победить.

И вот, собственно, если вспомнить легенды о трёх русских богатырях и витязях, то каждый раз мы сталкивается с упоминанием «пудовых палиц».

Вес реального средневекового оружия

Пуд – на минуточку – это 16 с лишним килограммов. Примерно столько в XII-XV вв. весило все снаряжение юного воина-оруженосца, а кольчуга взрослого богатыря или рыцаря, если говорим о европейских странах, достигала в весе 25 килограммов. И как вы себе представляете средневековых воинов, обряженных в такие тяжёлые одежды, да ещё ворочающих многокилограммовым оружием?

Прибавим к этому относительно невысокий рост богатырей и рыцарей – люди 500-800 лет назад были значительно ниже наших современников. И как же человек в среднем 150-160 см ростом мог кружить вокруг головы 16-килограммовую палицу?

Понятное дело, мы имеем дело с обычной метафорой – ровно такой же, как и наименования Змея Горыныча и Кащея Бессмертного, о которых я писала выше.

К тому же реальность подтверждают исторические экспонаты, которые хранятся в музеях. Современный среднестатистический мужчина выше и крупнее, если возьмёт в руку древнее оружие, то ему будет элементарно не удобно его держать. Рукоять окажется короткой, «кольца» в эфесе — узкими. Иными словами, древнее оружие предназначалось для средневековых людей — более низкорослых, нежели мы сегодня.

Вес меча, алебарды или палицы зависел от особенностей его владельца.

Длина клинка исчисляется длиной от кончика пальцев одной вытянутой руки до плеча второй руки. От величины оружия напрямую зависел его вес  Обычно это от 0,8 кг до 1,5 кг. Мечей тяжелее, даже двуручных, вы не встретите ни водном музее мира.

Современные реплики исторического оружия, которые используют реконструкторы, полностью повторяют не только его форму, но и вес.


Категория: История: мифы и реальность | Просмотров: 153 | Добавил: Магистр_Аньярская | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 17
avatar
0
1
"Обычно это от 0,8 кг до 1,5 кг. " -
Даааа, а кажется, что они по 10 кило!..
avatar
0
13
Попробуйте килограммовым поработатть пять минут - рука уже устанет.
avatar
0
2
Это очень нужные и важные исследования - воссоздание внешности и оружия предков. Не зная истоков, невозможно двигаться вперёд. А сейчас столько мифов вокруг истории, в частности, Средневековья, что не знаешь иногда, чем крыть нелепицы.  Хорошо, что здесь есть такая рубрика! Желаю сайту больше читателей!
avatar
1
12
Спасибо)
avatar
0
3
Спасибо!
avatar
0
11
Пожалуйста!
avatar
0
4
Вот, кстати, да! Меня тоже часто интересовал вопрос, насколько средневековые рыцари и наши русские богатыри были могучими и сильными в сравнению с современными борцами и атлетами, половина из которых достигает пары метров в росте .
avatar
0
10
Увы, выпустить на ринг, чтобы сравнить силы, современного тяжеловеса и Илью Муромца не представляется возможным. Этот вопрос остается без ответа.
avatar
0
5
А в нашем сознании - древние богатыри полны мощи и ростом под два метра.
avatar
0
6
Вот в этом и состоит обман!
avatar
0
9
Да, мы немного забываем, что понятие "мощи" тоже менялось с годами.
avatar
0
7
Спасибо, познавательно! Не знала, что вес и длина оружия могли варьироваться! Мне казалось. что это всегда  типовое производство, а выяснилось, что нет! 
То есть, если в бою отнять у противника его шпагу или копье, они могут не подойти тебе?
avatar
0
8
Цитата
То есть, если в бою отнять у противника его шпагу или копье, они могут не подойти тебе?

Да, если у противников большая разница в росте, то чужое оружие будет неудобным. Даже если оно хорошо сбалансировано.
Шпаги более позднего времени в этом смысле более унифицированы, но всё равно допускаются разночтения в блине клинка и весе гарды, соответственно - для соблюдения баланса.
avatar
0
14
Поняла. Тогда возникает вопрос, как Ирена управилась со шпагой Райта во второй книге ?
avatar
0
16
В 17 веке оружие было уже более стандартизированным.
avatar
1
15
Очень познавательно, спасибо!
avatar
0
17
Рада, что понравилось!
avatar
Поиск
Вдохнуть

Последние комментарии:
Смарточка ответил(а):
А как быть тому, на кого навешивают ореол?! >>>
14.06.2019 - 22:30

Историк ответил(а):
Да, это ещё раз подтверждает, что всё в мире относительно! >>>
14.06.2019 - 22:27

Историк ответил(а):
Похоже, что только Энн и Мэри изображены максимально достоверно - в просторных мужских шта... >>>
14.06.2019 - 22:09

Марго ответил(а):
Да, нам свойственно видеть в любимых лучшее. Но ровно до тех пор, пока мы их любим. >>>
14.06.2019 - 20:08

Марго ответил(а):
Ой, не спрашивайте! Я не знаю, я как раз неженка и на такие подвиги неспособна. >>>
14.06.2019 - 19:52

Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0