>
Психология налегке - Рина Аньярская

Заметки на полях


Главная » Все очерки » Психология налегке» Уметь слушать и слышать

 
Психология налегке [44]
Психологические очерки: как найти себя и понять другие, отношения и личностный рост.
Человек и Семья [16]
О семье идеальной и семье реальной. Психология семейных отношений. Очерки.
История: мифы и реальность [6]
Историческая психология: нравы и обычаи людей прошлых веков; истоки поведенческих реакций и жизненных принципов.
Исторические киноляпы [5]
Гости из будущего, гости их прошлого и просто нестыковки с реальностью в кинолетнтах
11:10
Уметь слушать и слышать

» 2018 » Июль » 14

Большинство людей в разговорах отвечают не на чужие суждения, 
а на собственные мысли.
Франсуа де Ларошфуко
Давняя проблема человеческого общества – умение не просто слышать собеседника, но внимать ему. Недаром в русской языке слова «слЫшать» и «слУшать» имеют различное значение.
 
Для начала хочу сказать о том, как бездумное копирование чужеродной лексики привело к лингвистическому буму в стране..

Современные менеджеры и маркетологи скалькировали с английского языка фразу, обозначающую внимание собеседнику, фразу, которая используется как одобрение в качестве «кивка согласия» – «Got it». 
Так в нашем языке появилось отвратительное выражение «Я вас услышал». Произносится оно, как правило, с отрешенным «деловым» видом, и поэтому чувствительные славянские души мгновенно поняли суть этого нового выражения. «Пошли вы на…», но в более мягкой форме.

Фраза – отличная иллюстрация того, что слышать тебя здесь никто не собирается. Услышали звон и попросили оставить в покое. Корректно и без оскорблений. На первый взгляд. 

В современном обществе, куда дежурная фраза западных менеджеров вошла буквально пару лет назад, большинство носителей языка ее дико ненавидят. И правильно делают, поскольку на нашу ментальность она совершенно не накладывается в том смысле, в каком ее используют западные коллеги. 

Зато фразочка приобрела новомодное значение, равноценное уже привычному нам «ИМХО» – «идите в баню со своими разговорами, а у меня свое мнение».

Поэтому, если хотите поругаться с родственниками, друзьями и близкими – достаточно корректно их послать, сообщив, что вы их услышали. Эффект в большинстве случаев гарантирован – на вас обидятся.

Корень злой семантики

Собственно, сама новая фраза отлично иллюстрирует глобальную проблему нашего российского общества, которая образовалась в последние 10-15 лет. Проблему под названием «неумение и нежелание слУшать».
 
Повсеместные тренинги личностного роста, программы инсайта и другие способы развития самодостаточности привели к тому, что современный человек начал носиться со своим «Я», как дурак с писаной торбой. И за этим своим «Я» он уже не желает ничего и никого видеть и замечать.

Сначала нас научили имхишничать – то есть Иметь Мнение, которое Хрен Оспоришь (ИМХО). К слову, на западе аббревиатура переводится совсем иначе: «по моему скромному мнению». А теперь вот отучают слушать собеседника.
А что, ведь это удобно! Прикрыться маской вежливости, покивать головой, думая о своем, отгородиться парочкой дежурным фраз и не уловить ни слова из потока речи, который вливался в твои уши.
 
Вести себя так на работе с начальством – значит скоро лишиться места, это все понимают. А вот почему бы не применить новомодное волшебное выражение в жизни? Или откидывать с его помощью назойливых  клиентов? 
Удобно! Человек в больнинстве случаев перестанет с тобой общаться, потому что ты его уже послал, дав понять, что не собираешься вникать в его дела и проблемы. 

Операторы связи, сотрудники банков и другие специалисты сервисных служб очень любят эту фразу именно потому, что после ее произнесения клиент уже и не может ничего добавить, ведь его типа «услышали» и официально не отказали. Но все клиенты при этом понимают, что решить их проблему никто не будет.

Истинное значение используемой в российских реалиях фразы выдается интонацией говорящего и последующим бездействием с его стороны. Поэтому людям хватило 2-3 раз столкнуться с подобным отношением к себе, чтобы сделать выводы на будущее.
 
Ведь для того чтобы что-то решить, нужно понять проблему, а не просто услышать звук. 

А для того чтобы понять (послУшать), нужно приложить усилия, напрячь внимание и заставить работать мозги.

Но в нашем смарт-веке у людей НЕТ желания напрягать мозги!

Люди привыкли, что за них все решает техника. И планы составляет, и напоминает о задачах, и подсчеты ведет, и подсказки слов в переписке выдаёт – думать просто НЕ НАДО. За тебя уже подумали.
 
Чем это чревато? Давайте вспомним Вовку в Тридевятом царстве. Надолго ли сохранилось в нем желание ничего не делать?

В связи с этим очень интересно, как долго люди будут закрывать глаза и уши. Ведь нежелание слышать других неразрывно связано с тем, что в итоге не услышат тебя.

А человек по своей природе существо очень эгоистичное, поэтому в первую очередь требует внимания к себе любимому. Но внимания этого он, естественно, не получит, если не научится уделять его окружающим сам.

В итоге мы снова приходим к тому, о чем уже неоднократно писалось в «Заметках на полях»:
сегодня между людьми нет реального общения, но есть шаблоны.

Порождение такой жизни – депрессии, апатии, непонимание, конфликты, отчуждение. Собственно, всё то, что сейчас сплошь и рядом культивируется вокруг нас. Почему? Да потому что каждый думает о своих заботах и не желает слушать другого. 

Наверное, скоро каждому активному пользователю Сети, который не желает слУшать других – поэтому друзей в реальности у него нет и понимать его некому – понадобится интернет-психоаналитик…

Только будет ли такой пользователь слушать врача? Ведь потребность высказать накопленное в свободные уши растет у людей с каждым днем! 
Потребность сказать, но не слУшать ответ.

На мой взгляд, это очень актуальная проблема для современных людей: неумение слУшать, внимать и давать реальную обратную связь. Решение её кроится на поверхности – перестать быть маской и учиться реальному живому общению. 
Но даже имея мотивы и интересы отыскать живое общение, многие личности предпочитают остаться в той луже, которую они считают зоной своего комфорта – луже имхишничества, самолюбования и желания «высказаться ради высказаться». 

Огромное количество людей сегодня хочет заявить о тебе, но не взаимодействовать с другими. Поэтому и со-беседников у таких людей нет, есть только «юзеры».


Категория: Психология налегке | Просмотров: 262 | Добавил: Rina-Anyar | Теги: Психология общения, психология личности | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 211 2 3 »
avatar
1
1
О да... Я тоже часто слышу эту фразу и она прям подбешивает.
avatar
0
2
А ещё часто фраза сопровождается второй : "я услышал вас, теперь послушайте меня" и собеседник оказывается в невыигрышной позиции..
avatar
1
3
Ох... как актуально для наших дней...
avatar
0
4
Что, собственно, и подтверждает постулат: "Мне глубоко плевать на ваше мнение, я имею свое".
avatar
0
5
"Повсеместные тренинги личностного роста, программы инсайта и другие способы развития самодостаточности привели к тому, что современный человек начал носиться со своим «Я», как дурак с писаной торбой. И за этим своим «Я» он уже не желает ничего и никого видеть и замечать." - забавно, корень зла в развитии психологии?
avatar
0
6
Потому и пишу...
avatar
0
7
Нет, в том, что люди неверно толкуют призыв эзотериков и др. товарищей.
1-7 8-14 15-21
avatar
Поиск
Вдохнуть

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0